Игра королевы / Firebrand
17.04.2025 11526   Комментарии (72)
6,5
Рейтинг IMDB: 6,3
Рейтинг Кинопоиск: 6,7
Рейтинг Экслера: 6,5
Сборы по миру:  $4,3 млн
Ну, скажем так, "Еще одна из рода Болейн" - сильно хуже.
Отзыв кота Бублика

Революционный, антиклерикальный и антимонархический пафос картины отлично подошел бы советскому прокату. А слишком прямолинейный профеминисткий и антипатриархальный нарратив, и так уже навязший в зубах, здесь подается с наивностью неофита
Борис Гришин, Кино@mail.ru

Но главной проблемой «Игры королевы», как ни странно, является единственное ее достоинство, а именно — Джуд Лоу, блистательно изобразивший тирана и кровопийцу Генриха VIII. Что он только с явным удовольствием не вытворяет в кадре — оттопыривает дряблые белесые ягодицы перед тем, как пустить газы, поет неожиданно тонким голосом хиты столетия, бьет все рекорды по децибелам, отрыгивая баранье жаркое, злословит и сквернословит, усмехаясь в курчавую бороду, наконец, хватает за ляжки пробегающих мимо девиц, нисколько не стесняясь осуждающего взгляда Алисии Викандер. 
Зинаида Пронченко, Коммерсант

Король Генрих VIII (Джуд Лоу), женатый на Кэтрин Парр (Алисия Викандер) - это была его уже шестая жена, - настолько доверял новой супруге, что даже оставил ее регентшей при своем дворе, пока сам Генрих занимался прямыми королевскими обязанностями - вел очередную бессмысленную войну с французами. 

Впрочем, зря он так доверял Кэтрин. Та в отсутствие короля посещает  лесное святилище, в котором проповедует ее старая подруга Энн Аскью (Эрин Доэрти): она утверждает, что Библию нужно читать на английском, чтобы лучше понимать священную книгу, ну и замышляет если не монархический, то хотя бы религиозный переворот. 

У Генриха дела на войне пошли неудачно, он получил серьезное ранение ноги, рана загноилась, и Генриху пришлось возвращаться домой, где он будет бесконечно страдать от боли, его паранойя разыграется по полной программе, и Кэтрин нужно будет вести себя крайне осторожно, ведь у предыдущих пяти жен Генриха развод с монархом сопровождался или походом на эшафот, или ссылкой в монастырь. А ее дружбу с Энн Аскью Генрих может посчитать государственной изменой - за общение с реформаторами в те времена запросто можно было сложить голову. 

***

Генрих VIII (он, конечно, никакой не Генрих - чай, не немчура какая-то, - а Хенри) - персонаж многих литературных произведений. Он был хорошо образован и одарен, в молодости считался красавцем, а его многочисленные женитьбы вошли в поговорки. К концу жизни - он прожил 54 года, - Генрих страдал от ожирения и гангрены, у него постоянно менялось настроение, и находиться рядом с ним было не только неприятно, но и небезопасно. 

В литературных произведениях чаще всего обращаются ко второй супруге Генриха VIII - Анне Болейн, ради брака с которой Генрих разорвал связь с Апостольским Престолом, и Папа римский Клемент VII тогда отлучил Генриха от церкви, но тот, как мы знаем, по этому поводу особо не тужил, и просто назначил самого себя главой англиканской церкви. 

Про историю Анны Болейн сняли несколько фильмов, в том числе относительно недавний "Еще одна из рода Болейн", который мне показался на удивление слабым.

История шестой жены Генриха VIII Кэтрин Парр, которая, как известно, ухитрилась выжить, причем находясь рядом с Генрихом в самый тяжелый его период, ранее в литературе особо не отражалась, однако в последнее время Кэтрин стала героиней сразу двух романов - "Гамбит королевы" Элизабет Фримантл, и "Укрощение королевы" Филиппы Грегори. 

Собственно, в основе сценария "Игры королевы" (оригинальное название переводится как "Подстрекательница") и лежит "Гамбит королевы", хотя текст для сценария серьезно переработали. 

Ставить картину пригласили бразильского режиссера Карима Айнуза, чей фильм "Невидимая жизнь Эвридики" 2019 года получил приз в категории "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, и тот этому приглашению сначала сильно удивился, потому что он ничего не знал ни о Кэтрин Парр, ни о Генрихе VIII, но когда почитал сценарий, то понял, что это история сильной женщины, находящейся рядом с тираничным супругом, а истории сильных женщин - это то, что режиссера всегда интересовало. 

Бюджет картины не раскрывается, но, по моим оценкам, картина должна была обойтись не менее чем в $40 миллионов - учитывая пышность костюмов и декораций, а также участие Джуда Лоу, Алисии Викандер, Эдди Марсана, Саймона Расселла Била и других хороших актеров. 

Что в итоге получилось у съемочной группы? Ну, как справедливо заметил кот Бублик, это не "Еще одна из рода Болейн", который скажем честно, просто позор какой-то. Нет, здесь мы имеем вполне крепкую костюмную драму об умной и сильной женщине находящейся под властью умирающего и сходящего с ума от паранойи тирана, однако наличие Джуда Лоу в роли Генриха VIII сыграло с постановщиком злую шутку: как ни крути, а главный герой здесь - не Кэтрин Паррр, а именно он, Генрих. 

Джуд Лоу - очень хороший актер, к тому же он любит актерские вызовы, и он исполнению роли этого персонажа отдался с такой страстью, что Генрих VIII в итоге получился здесь самым ярким персонажем, а Кэтрин, с ее холодностью и сдержанностью, на его фоне сильно теряется, хотя постановщик старался концентрироваться именно на ней. 

Что интересно, мы, в общем-то, о Кэтрин из фильма почти ничего не узнаем. Она симпатизирует протестантизму, она написала книгу, она изобретает свои собственные молитвы, чем вызывает явное неудовольствие епископа Стивена Гардинера - ну и все. За весь фильм она один-единственный раз возмутилась при известии о казни ее старой подруги Энн Аскью, но тут Генрих взял ее эдак ласково за горло и спросил нежно, с чего это их супружница (король говорит о себе во множественном лице, так полагается) себе позволяет такие вольности, после чего экранная Кэтрин заткнулась и до конца фильма с венценосным супругом общалась исключительно в стиле "Да, Генрих", "Как скажешь, Генрих", "Мне тебя очень не хватало, Генрих". 

Какую Кэтрин ведет игру, к чему она его подстрекала - из фильма вообще никак не следует. Ну, чисто теоретически мы понимаем, что она его подстрекала к протестантизму, но как, Кэтрин, как?!! Все это было совершенно неочевидно. А уж самый финал, где постановщика и вовсе унесло в какие-то пучины безудержной фантазии - там это все смотрелось откровенно беспомощно, как будто постановщик понимал, что у него не получилось выстроить убедительную фигуру из Кэтрин Парр, ну так давайте в самом финале сдъяволим что-нибудь эдакое, раз уж все равно нечего терять. 

Алисия Викандер - вполне достойная актриса, но здесь ей, скажем честно, было просто нечего играть: фигура Кэтрин - практически совершенно непроницаемая. Первоначально на  эту роль планировали Мишель Уильямс, и Алисию пригласили тогда, когда выяснилось, что у Мишель не совпадает расписание. (Кстати, судя по тому, что в 2023 году Мишель вообще не снималась ни в каких кинопроектах, она просто не захотела сниматься в данном фильме - ну, видимо, правильно сделала.)

В противовес своей супруге Генрих VIII - персонаж, который каждым своим появлением в буквальном смысле слова заполняет все пространство. Он шумный, громогласный, очень темпераментный. Генрих любит повеселиться, обожает пиры и всякую движуху, и видно, что только развлечения служат ему утешением и как-то отвлекает его от той боли, которую он чувствует постоянно. 

И нам его жалко. Мы видим, что он сильно страдает. Мы видим, что этот человек жаждет любви этой женщины, которая за него вышла, судя по всему, просто из страха. И мы здесь не видим тирана-негодяя - мы видим только страдающего человека, обладающего огромной властью, но вся эта власть не может избавить его от боли и не может хоть как-то отдалить скорый конец. 

В итоге главный герой здесь - именно Генрих VIII. И практически только он вызывает живой зрительский интерес. Тогда как Кэтрин - ее появление вызывает только скуку. Ну да, мы понимаем, что она сильно рискует, что у нее могущественные враги - тот же епископ, - и что супруг запросто может ее казнить, что он уже проделал с двумя из пяти предыдущих жен. Но тем не менее у постановщика не получилось сделать Кэтрин по-настоящему интересным персонажем. 

Поэтому и фильм получился - очень так себе. Никак не отстой, посмотреть его, в принципе, можно: отличный Джуд Лоу в роли Генриха, классный Саймон Расселл Бил в роли епископа, очень хороший Эдди Марсан в роли Эдварда Сеймура, отца бывшей супруги Генриха, подарившей ему единственного наследника. С визуальной точки зрения - богатые костюмы, скрупулезная работа художников и декораторов по воссозданию соответствующего времени, - тут все очень хорошо, однако главная сюжетная линия картины получилась достаточно невнятной, увы.

Сборы у фильма совершенно провальные, в Штатах он и вовсе собрал всего полмиллиона, критики на картине оттоптались - на Rottentomatoes от них всего 58% свежести, - и правильно, в общем-то, сделали, а мне жаль, что так получилось. Потому что действительно старались, но постановщик с задачей просто толком не справился. Не его формат, не его история. 

Такие дела. 

P.S. Картину зачем-то номинировали на главный приз Каннского фестиваля 2023 года. Понятно, что победить она не могла по определению. 


Официальный трейлер:

 

© 1998–2025 Alex Exler
17.04.2025
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 3
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
костюмная полудрама
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 72

Про времена Генриха 8 есть серия великолепных романов К.Дж. Сэнсома. Один из них, "Каменное сердце" как раз посвящен Екатерине Парр и ее отношениям с Генрихом.
Lix
17.04.25 22:17
0 0

А еще у старины Генри были первые в истории футбольные бутсы, я об этом как раз писал на днях
m.sports.ru
17.04.25 21:37
0 1

>>К конце жизни

К концу. 😄
17.04.25 17:53
4 1

Об эпохе Генриха (Анри, Хенри) VIII снят очень хороший сериал: "Тюдоры" (2007-2010). Там Кэтрин Парр играет Джоэли Ричардсон, и играет блестяще. Вообще, в этом сериале актёрский состав - как на подбор (за исключением Джонатана Риз-Майерса, который на Генриха мало похож). Сюжет, костюмы, драматургия - всё на очень высоком уровне.
17.04.25 13:57
0 3

Лучше, чем старый "Лев зимой"(1968) ничего про английских королей не сняли. И уж там интересных персонажей море.
17.04.25 13:52
0 0

Алисии Виандер
Алисии Викандер
Две актрисы в одной роли?
17.04.25 13:24
0 0

Блин, вот никак не пойму — зачем ему обязательно жениться на них надо было? Столько людей из-за этого казнили (включая и этих женщин), история Англии пошла по другому, в религиозных войнах кучу народу перебили, опять же.
Французские короли на эту тему как-то не запаривались, с женами вообще могли не встречаться месяцами (в отличие от фавориток).
Хотя, с другой стороны, то, что Англия пошла по протестантской дорожке, привело ее на какое-то время к мировому господству. Но, сдается мне, Генрих VIII таких целей перед собой не ставил, когда хотел потрахаться
17.04.25 13:10
0 0

Но, сдается мне, Генрих VIII таких целей перед собой не ставил, когда хотел потрахаться
— Я создам свою собственную религию! С блэкджеком и шлюхами!
17.04.25 13:14
0 4

Блин, вот никак не пойму — зачем ему обязательно жениться на них надо было?
Это ж не трактирные девки, это все представительницы знатных и влиятельных фамилий. В Англии никогда не было французского уровня абсолютизма. То, что борзеть против собственного дворянства можно только до определенного предела, а дальше уже опасно - выяснил еще Иоанн Безземельный. Впоследствии британские короли пару раз пытались пересмотреть этот факт, и им его с удовольствием перепоказывали.
17.04.25 14:00
0 2

Ему нужен был законный наследник мужского пола. А это без брака не получится.
От первой жены (24 года в браке, между прочим) получилась только девочка.
От Анны, второй жены, тоже девочка.
Долгожданный мальчик родился от уже третьей жены. Но та вскоре умерла.
Дальше уже просто "чтоб было" - детей в браке больше не было, и сами жены не влияли на политику в стране, как самостоятельные личности, совершенно.

Вообще - всю жизнь стараться оставить наследника мужского пола, и в результате? Две королевы, причем обе бездетные, и переход короны к другой династии.

Причем, обе дочери были ужасно травмированы обстановкой, в которой выросли.
Одна на фоне того, как обошлись с ее мамой-католичкой, вышла замуж за католика и утопила страну в крови, пытаясь искоренить введеный её папочкой протестантизм.
Вторая, из-за того, как обошлись с ее мамой (а ее маму казнили, а не отправили в монастырь) и с ней самой (обьявили незаконнорожденной), замуж не вышла вообще. Справедливо полагая, что корона - ее единственная надежная защита в этом мире. И сама же создала прецедент цареубийства. Который потом, позже, вспомнил Кромвель.
17.04.25 14:14
0 3

Да ладно, полно у него любовниц было. И были внебрачные дети, даже признанные.
17.04.25 14:15
0 0

Ему нужен был законный наследник мужского пола. А это без брака не получится. От первой жены (24 года в браке, между прочим) получилась только девочка. От Анны, второй жены, тоже девочка. Долгожданный мальчик родился от уже третьей жены.
Ну так вот же, с третьей попытки наследник получился. Живи и радуйся. Но нет, он еще три подхода к снаряду сделал.

Не в наследнике там было дело
17.04.25 14:25
0 0

С детской смертностью того времени, запасный наследник не помешал бы. Как, собственно, и оказалось.
17.04.25 14:32
0 3

Это ж не трактирные девки, это все представительницы знатных и влиятельных фамилий. В Англии никогда не было французского уровня абсолютизма
Нормальный там тогда был абсолютизм, не хуже французского, при Генрихе VIII. Не жениться на «не трактирных девках» нельзя, а на плаху их отправить с родней и кучей высшей знати, по сфабрикованному обвинению запросто, так, что ли? И советников своих влиятельных он казнил, когда хотелось. А собственное дворянство хавало это, не пикнув. Суды были, конечно, не поспоришь (которые уже потом как более-менее независимые институты оформились). Но в тот момент решения выносились исключительно устраивающие Генриха.
Французские монархи в тот период как раз гораздо мягче были. И окружение своё так не резали. Это потом они «абсолютизировались»
17.04.25 14:38
0 0

С детской смертностью того времени, запасный наследник не помешал бы. Как, собственно, и оказалось.
Оказалось-то как раз что всё зря было. Можно было так не дергаться по поводу наследника. Для примера — те же французские короли закрывали глаза на любовников жены. И с наследниками у них в результате проблем не было
17.04.25 14:47
0 0

Генриху, скорее всего, хотелось, чтобы страной правили его потомки.
17.04.25 14:53
0 2

Генриху, скорее всего, хотелось, чтобы страной правили его потомки.
Ну да, упертый, как баран был товарищ. Самодур с особо ценным мнением. Думаю, современные психиатры нашли бы там, что полечить.

У русских Иван Грозный был из того же теста. Тоже жен перебирал, кстати. И кровопускания окружению устраивал
17.04.25 14:57
0 1

И с наследниками у них в результате проблем не было
У французских королей? Из Мориса Дрюона и Дюма помню, что династии Капетингов и Валуа закончились из-за проблем с наследниками. 😄
17.04.25 15:03
0 0

У французских королей? Из Мориса Дрюона и Дюма помню, что династии Капетингов и Валуа закончились из-за проблем с наследниками. 😄
Ну, при определенной женской генетике и том уровне медицины никакие любовники не помогут, знаете ли)
Там короли хотя бы нормально принимали этот факт, не устраивали кровавый цирк с шестью браками
17.04.25 15:06
0 0

Ему необходим был наследник мужского пола. Одного Эдуарда, который не отличался крепким здоровьем, было мало - он ведь и умер в отрочестве.

Да, Эдуард умер в отрочестве, но папу, тем не менее, пережил.
Вообще, ситуация была и смех, и грех. И понятно, что с головой у Генриха было сильно не в порядке. Об этом прекрасно знали в Европе, и когда он, после смерти третьей жены, начал выискивать за рубежом, на ком бы еще жениться, все королевские дворы поприседали и притворялись ветошью.

Вот, пример. Да, у тебя маленький и слабый здоровьем сын. Но. У тебя же две дочери постарше твоего сына! И случись что с мальчиком, они могут взойти на трон! В стране - действует, по сути, полусалическая система. При которой приоритет у мальчиков, но если их нет - то наследуют девочки. Трое законных детей - уже есть!

Что бы сделал разумный человек? Занялся бы королевским воспитанием обоих девиц, строя семью, в которой кто-то будет королевить, а остальные - будут на подхвате. Чтобы кто бы ни пришел к власти, был к этой власти готов и осуществлял ее в соответствии с опытом и мудростью поколений. Чтобы они не враждовали и не пытались удавить друг друга.

Что сделал Генрих? Рассовал дочерей по дальним замкам, чтобы конкуренцию, даже видимую, сыну не составляли. Детей науськивали друг против друга. Воспитанием дочерей занимался кто угодно. Стоит ли удивляться, что Мэри выросла религиозной фанатичкой и полной оппозиционеркой политике отца, а Элизабет, хоть и помягче нравом, но с паническим страхом заводить семью и оказаться снова в зависимости у кого-либо.

Короче, Генрих был мудак как муж, и идиот в качестве родителя. Зачем тебе новые дети, если ты с имеющимися не справляешься?

Совсем недавно, кстати, в прошлом веке, в Великобритании тоже был кризис. Когда наследницами престола стали две девчушки - Елизавета и Маргарет. И что? И ничего, пережили. Обе вышли замуж, нарожали детей, теперь наследников столько, что на всех бюджета страны не хватает, только успевай вычеркивать.
А почему? А потому что приняли как факт, что будет у нас королева, и успели девочку подготовить, и поддерживали всем колхозом, когда она на престол в 27 взошла. И отличная королева получилась.

Да ладно, полно у него любовниц было.
Вот именно. На ком не требовалось жениться из политических соображений - на тех и не женился.
17.04.25 21:30
0 0

Ему был нужен сын от законной жены. Чтобы передать трон.
Lix
17.04.25 22:18
0 0

Ему был нужен сын от законной жены. Чтобы передать трон.
Да блин. Ну почитайте уже другие сообщения. Или Википедию на худой конец. Был у него сын, законный наследник. Он после этого еще 3 раза женился.
18.04.25 01:38
0 0

Да блин. Ну почитайте уже другие сообщения. Или Википедию на худой конец. Был у него сын, законный наследник.
Да блин. Ну почитайте уже другие сообщения. Или Википедию на худой конец. Cын его, законный наследник, был слаб здоровьем (и впоследствии умер, не дожив до 16 лет). Ясное дело, папе хотелось иметь запасной вариант.
19.04.25 03:17
0 0

Вот вы и почитайте. Может прочтете, что у него уже рождался до этого сын от Екатерины Арагонской, который прожил всего месяц. Т.е. один наследник в те времена - это вообще ни о чем. С вероятностью больше 50% не доживет до совершеннолетия (что и произошло).
Поэтому да, женился еще 3 раза. Заклинило мужика.
Lix
19.04.25 14:24
0 0

Лучший Генрих VIII получился у... Марка Эдди, игравшего Роберта Баратеона в первом сезоне "Игре престолов". Понятно, что для создания персонажа Роберта Баратеона за основу брался именно Генрих VIII.
17.04.25 12:29
0 0

Лучший Генрих VIII получился у... Марка Эдди, игравшего Роберта Баратеона в первом сезоне "Игре престолов". Понятно, что для создания персонажа Роберта Баратеона за основу брался именно Генрих VIII.
Из каких таких соображений это понятно? Роберт вовсе не был тираном, избавляющимся от жен. Он скорее был плохим королем, который из-за ненависти жены сконцентировался на пьянках, охоте и закладке бастардов в промышленных количествах. Визуально да, возможно.

В ASoIaF есть совершенно четкий персонаж, которого делали под Генриха-8. Это Мэйгор I Жестокий, строитель Красного Замка

7kingdoms.ru
17.04.25 12:46
0 1

Пардон, но нет. Марк Эдди сыграл отлично, спору нет. Но прототип Роберта - конечно, Эдвард Четвертый, а вовсе не Генри Восьмой. Эдвард Йорк - это война против сумасшедшего короля, это гибель отца и месть, это завоевание трона, это неудачная женитьба, это два брата, которые и сами готовы порулить, это, наконец, ранняя и совершенно неожиданная смерть, несовершеннолетний наследник, сомнительной законности, и заваруха вследствие этого.
17.04.25 13:25
0 1

Лучший Генрих VIII получился у... Марка Эдди, игравшего Роберта Баратеона в первом сезоне "Игре престолов". Понятно, что для создания персонажа Роберта Баратеона за основу брался именно Генрих VIII.
Ну, с учётом того, что сам Мартин в свое время не раз признавал, что главным источником вдохновения для его Саги была Война Роз, то прототип Роберта Баратеона это Эдуард IV Йорк. И его биография очень похожа. Захватил престол в результате мятежа, был красавчик и бабник, в зрелые годы сильно подурнел и потолстел, его жена была вылитая Серсея. Да там много сходства.
17.04.25 14:27
0 0

Решили не заморачиваться с переводом, а то мало ли что.

Firebrand
firebrand
noun [ C ]
uk /ˈfaɪə.brænd/ us /ˈfaɪr.brænd/
firebrand noun [C] (PERSON)

a person who causes political or social trouble by opposing authority and encouraging others to do so:
He is trying hard to dispel his image as a left-wing firebrand.

dictionary.cambridge.org
17.04.25 12:02
2 0

А Дитер Болейн там есть?
17.04.25 11:37
0 0

Кэтрин стала героиней сразу двух романов - "Гамбит королевы" Элизабет Фримантл, и "Укрощение королевы" Филиппы Грегори.
Кстати, рекомендовал бы ещё роман "Стенание" К. Д. Сэнсома - тоже изображены сложные отношения Генриха с шестой женой в условиях религиозной реформы. Входит в замечательную серию исторических детективов о Мэтью Шардлейке, где показана эпоха от Томаса Кромвеля до начала правления Эдуарда VI. По первому роману серии в 2024-м снят неплохой мини-сериал "Шардлейк", но, боюсь, многих отпугнёт уже темнокожий настоятель английского аббатства XVI века.
17.04.25 11:21
0 2

Кстати, рекомендовал бы ещё роман "Стенание" К. Д. Сэнсома - тоже изображены сложные отношения Генриха с шестой женой в условиях религиозной реформы. Входит в замечательную серию исторических детективов о Мэтью Шардлейке, где показана эпоха от Томаса Кромвеля до начала правления Эдуарда VI. По первому роману серии в 2024-м снят неплохой мини-сериал "Шардлейк", но, боюсь, многих отпугнёт уже темнокожий настоятель английского аббатства XVI века.
Справедливости ради, в книге все-таки фигурировал мавр, но он был врачом, а не настоятелем.
17.04.25 12:23
0 0

Моня лично отпугнуло отсутствие хоть одного привлекательного персонажа. Что Шардлейк, что его компаньон, что все остальные неприятны до судорг.
17.04.25 13:27
1 0

На вкус, на цвет. У меня как раз сериальные Шардлейк и Барак (с поправкой на то, что у Сэнсома он появляется только во втором романе) хорошо наложились на книжных персонажей.
17.04.25 14:31
0 1

Королева страшна как истиная англичанка, фильм жизненный..
17.04.25 10:20
11 0

Викандер шведка. И красавица при этом. Она уже играла королеву, Дании, в фильме "Королевский роман" в паре с Мадсом Миккельсеном
17.04.25 12:42
0 0

Королева страшна как истиная англичанка
Сразу видно знатока. Для общего развития, небольшой набор "страшных истинных англичанок":
17.04.25 19:55
0 1

Половина, да, красивые. Вторая половина... Ну, пусть "нестрашные".
17.04.25 21:57
0 0

А Одри точно истинная англичанка?

Да, и у Элизабет Тейлор, Киры Найтли, Хелены Картер смешанное происхождение.

Чисто для точности. Не расист, и не сомневаюсь, что англичанки бывают красивыми. Та же Эмма Уотсон с Вашего коллажа.
18.04.25 17:22
1 0

Какого-то из предыдущих можно было и Анри называть.
17.04.25 10:15
0 0

В русской языковой традиции венценосных особ называть латинизированным вариантом имени. Поэтому именно Генрих, Карл, Яков, Людовик и т.д. Меня больше удивляет, почему для Испании и Португалии исключение, и предыдущий король по-русски именовался не Иоанн Карл.
UPD: ru.m.wikipedia.org
17.04.25 10:08
0 7

Вот лучшее произведение на данную тему:
17.04.25 10:06
0 4

Это тоже ничего
17.04.25 12:32
0 0

Опошляют высокую трагедь. Но звучит бодренько, да.
17.04.25 16:10
0 0

Развелся, казнил, умерла, развелся, казнил, пережила)
17.04.25 09:41
0 1

пережила)
Но потом все равно умерла. Так что последовательность стабильна.
17.04.25 13:41
0 0

он, конечно, никакой не Генрих - чай, не немчура какая-то, - а Хенри...
К слову, у немчуры тоже нет мужского имени, которое читается/произносится, как Генрих.
17.04.25 09:26
0 5

Вангую скоро начнётся в каментах срач в поисках виноватого почему в русском языке хенри генрих, а чарльз (шарль?) вообще карл.
Модераторам! Приготовить банхамеры. 🔨
s@m
17.04.25 09:48
1 7

да и Moscow нет, она Москва... В общем, все хороши...
17.04.25 10:09
0 0

а чарльз (шарль?) вообще карл.
И Дик - Ричард и Эдик - Эдуард.
17.04.25 10:44
0 0

Кроме реки Ая. Но и там всей правды мы не узнаем.
17.04.25 10:48
0 0

А это вообще Сергей.
s@m
17.04.25 11:18
0 0

Сегодня наш профком созывал народ записываться на сплав по местной реке Ай. Есть у нас ещё и река Уй, но по ней люди как-то не стремятся сплавляться.
17.04.25 11:21
0 2

Moscow нет
AFAIK Moscow это град Москов, как и Ростов, Волхов и пр. Усе правильно.
17.04.25 11:59
1 1

Закерберг-стайл срач

Ага, а Эдварда VIII и Георга VI звали Дэвид и Альберт соответственно 😉
17.04.25 12:30
0 0

Ага, а Эдварда VIII и Георга VI звали Дэвид и Альберт соответственно
Билл Шекспир хороший малый
Зря бумаги не марал
Не давал проходу юбкам
Громко песенки орал
17.04.25 12:51
0 0

Сегодня наш профком созывал народ записываться на сплав по местной реке Ай. Есть у нас ещё и река Уй, но по ней люди как-то не стремятся сплавляться.
а как насчёт рек Убля и Вобля? 😄
17.04.25 12:51
0 0

почему в русском языке хенри генрих, а чарльз (шарль?) вообще карл.
Гийом Завоеватель смотрит на вас с осуждением.
17.04.25 13:05
0 1

а как насчёт рек Убля и Вобля? 😄
Это где такие?
17.04.25 13:11
0 1

Есть ещё dick
17.04.25 13:30
0 0

Жил был Анри Четвертый
Он славный был король
Любил вино до черта,
Хоть трезв бывал порой.
Ещё любил он женщин
И знал у них успех.
Так, лаврами увенчан,
Он жил счастливей всех...

Почему эти пошлые стихи сразу запомнились школьнику второго класса - загадка.
17.04.25 13:34
1 2

Да вроде ничего там пошлого.
А запомнились - ну, энергично и весело, не то что какая-нибудь тоска Фета про ласточек...
17.04.25 14:08
0 0

Это где такие?
Рядом с рекой Убля я когда-то жил - Белгородская область, а Вобля по уверению вики в Московской области.
17.04.25 14:10
0 0

Рядом с рекой Убля я когда-то жил - Белгородская область, а Вобля по уверению вики в Московской области.
а есть ещё Абля в Пермском крае 😄
17.04.25 14:24
0 1

Ну, это так себе. Упомянутые мной реки ОБЕ протекают через Челябинскую область, создавая своеобразный ансамбль. Хочешь, иди на Ай. Не хочешь, иди на Уй.
17.04.25 16:05
0 0

Вобля по уверению вики в Московской области.
Там водятся вобла и стерлядь.

Лингвисты возводят это название к праславянской основе *obl («круглый») с последующим появлением диалектного протетического звука в (аналогично произнесению слова «утка» как «вутка»). Соответствия известны у южных славян. Аналогичные названия водных объектов, но только с гласным а (Вабля), отмечены в Верхнем Поднепровье. В плане объяснения значения названия выдвинуты два предположения: от праслав. *vabiti («манить») и балтийского происхождения — на древнепрусском woble («яблоко») или на литовском — vabalas, на латышском — wabule («жук»)[3][8].
17.04.25 18:44
0 0

А я в своё время запомнил вот это:

Наш добрый, наш славный король Дагобер
Штаны надевал на особый манер.
Идёт он по улице, смотрит народ:
— О, задом надеты штаны наперёд!
Святой Элюар, преподобный чудак,
Ему говорит приблизительно так:
— Вам слуги помочь с туалетом должны...
— Вы правы. Подать мне другие штаны!

Камзол надевает король на парад —
И снова конфуз: на камзоле дыра! ..
Король не заметил её в суете,
И ярко сверкает дыра на локте.
Святой Элюар замечает тотчас:
— Камзол не в порядке немного у вас...
— Вы правы, — ему отвечает король.—
Давайте меняться: камзол на камзол!

Наш славный, наш добрый король Дагобер
Идёт на охоту в долину Авьер.
Но что это? Сучья в чащобе трещат —
Рысцою король поспешает назад.
Святой Элюар говорит из окна:
— Нельзя вам так бегать! Одышка вредна!
— Вы правы. Но я торопился домой:
Там кролик ушастый погнался за мной!

Наш добрый, наш славный король Дагобер
В поход снаряжает шестнадцать галер.
Едва лишь взойдёт над волнами заря —
Король Дагобер отплывает в моря.
Святой Элюар говорит:
— В добрый путь!
Но, знаете, в море легко утонуть.
Что скажет на это наш добрый народ?
— Он скажет: «Король наш, наверное, пьёт!»

Король Дагобер выступает в поход,
Старинную саблю с собою берёт.
Железная сабля огромна, грозна,
Отточена остро-преостро она.
Святой Элюар говорит:
— Ой-ё-ёй!
Недолго порезаться саблей такой!
Пораниться можно такою вполне.
— Вы правы. Подать деревянную мне!

Наш добрый, наш славный король Дагобер
Ещё и подраться любил, например.
Он дрался, бывало, со всеми подряд,
И часто, признаться, совсем невпопад.
Святой Элюар... О, святой Элюар!
Кричит он:
— Да это же просто кошмар!
Вас могут убить среди белого дня!
— А вы заслоните собою меня.

А умер король у себя на дому.
И дьявол рогатый явился к нему.
И сам сатана. И десяток химер.
— Попался, — завыли, — король Дагобер!!!
Святой Элюар говорит королю:
— Я горько, король мой, сегодня скорблю... —
И слышит — из гроба доносится всхлип:
— А вы умереть за меня не могли б?..
17.04.25 18:57
0 1

Там кролик ушастый погнался за мной!
это был не простой кролик....
17.04.25 19:05
0 1

Люблю старый фильм о добром короле Дагобере с Фернанделем в главной роли. Есть мнение, что Дагобер страдал диареей и однажды, спешно покинув королевский совет, вернулся в перевёрнутых штанах. Чем и вошёл в историю, а также тем, что имел нескольких жен одновременно. Хотя в учебнике остался как последний Меровинг, правивший единой Францией.
17.04.25 19:54
0 1